Серёдкинская школа
Школа участник проектов:
Псковский район - официальный сайт
Национальный проект "Образование" Проект "Информатизация системы образования"Intel® обучение для будущего
На главную страницу сайта История школы Школа сегодня Личное
Наши координаты

Новости школы

Система Orphus
Государственное управление образования Псковской области
Управление образования Администрации Псковского района
Муниципальное образовательное учреждение
Серёдкинская средняя общеобразовательная школа



Утверждаю
Директор МОУ Серёдкинская средняя общеобразовательная школа
___________ С.Б.Удальцова

Приказ № 79Ф от 21.12.2005г



Принят
решением Совета МОУ Серёдкинской средней общеобразовательной школы
Протокол 31 от 14.12.2005г






ПРОГРАММА
«Информатизация
образовательного пространства школы,
как условие формирования ключевых компетентностей обучающихся»






Содержание

1. Паспорт программы развития школы.
2. Анализ деятельности школы и среды.
3. Приоритетные направления развития школы.
4. Концепция развития школы.
5. Ожидаемые риски при реализации программы.
6. Управленческий процесс реализации программы.
7. Стратегия и тактика перевода школы в новое состояние.


1. Паспорт программы
Программа «Информатизация образовательного пространства школы, как условие формирования ключевых компетентностей обучающихся» на период 2005-2010 годов (далее - Программа) - нормативно-правовой документ, представляющий систему современных взглядов, принципов и приоритетов развития школы. Программа определяет миссию, цели, задачи, направления, механизм реализации и предполагаемые результаты развития системы образования в школе на период 2005-2010 годов.
Данная программа предназначена для участия МОУ Серёдкинской средней общеобразовательной школы в конкурсном отборе кандидатов на предоставление государственной поддержки из федерального бюджета.
Законодательная база для разработки программы развития школы
Программа основывается на использовании накопленного в Псковской области и Псковском районе интеллектуального, педагогического и ресурсного потенциалов, предполагает стабильное функционирование школы и возможность создания условий для ее инновационного развития.
Программа разработана педагогическим коллективом МОУ Серёдкинской средней общеобразовательной школы под руководством Г.А. Давыдова, к.п.н.
директором школы С.Б.Удальцовой,
заместителем директора по УВР М.А.Леоновой
заместителем директора по ВР Т.В.Жуковской
социальным педагогом Е.В. Шаповаловой
психологом З.Ф. Копейкиной
учителем биологии О.Г.Петровой
учителем русского языка и литературы Ю.А.Смирновой
учителем математики М.В.Герасимовой
учителем русского языка и литературы С.М.Семеновой
учителем истории Т.В.Смирновой
учителем химии Е.А.Ларионовой

Программа обсуждалась на заседаниях Совета школы, педагогического совета. Данная программа принята на заседании Совета школы.
Назначение: программа «Информатизация образовательного пространства школы, как условие формирования ключевых компетентностей обучающихся» в соответствии с Законом РФ «Об образовании» является организационной основой политики школы в области информатизации образования. Программа определяет стратегию приоритетного развития информатизации системы образования школы, и механизмы ее реализации. Основные цели и задачи Программы соответствуют Федеральной программе развития образования на 2000-2010гг., «Концепция информатизации образования РФ» Данная Программа дополнена и углублена в области обновления содержания образования проектом «Управление качеством знаний обучающихся на основе информационно-коммуникационных технологий», пути внедрения и совершенствования ИКТ в образовательный процесс школы; проектом «Создание единой информационной образовательной среды школы»; проектом «Создание портфолио ММО в МОУ Серёдкинской средней общеобразовательной школе как составной части единого информационного образовательного пространства школы»
Принципы реализации программы
-принцип программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы;
- принцип взаимодействия данной программы развития с другими программами и проектами, реализуемыми в школе;
- принцип информационной компетентности участников образовательного процесса о происходящем в школе;
- принцип поэтапного включения в решение задач программы развития всех субъектов образовательного процесса.
Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Корректировка Программы осуществляется ежегодно в соответствии с решениями Совета школы по результатам ежегодного отчета об итогах реализации конкретного этапа Программы. Реализация Программы предполагает взаимодействие школы с ведущими вузами г.Пскова, ПОИПКРО, участие в областных и российских проектах.

2. Анализ деятельности школы и среды
Серёдкинская средняя общеобразовательная школа построена в 1979 году на 640 мест, общей площадью 3600 м.кв.
В 1998 году соответствии с действующим законодательством школа получила статус муниципального общеобразовательного учреждения средней школы.
Сведения о школе
На начало учебного года в школе обучается 345 учеников. В 2004-2005 учебном году в Серёдкинской средней школе - сформировано 18 классов-комплектов.
Количество классов по параллелям:
I
1
VII
2
II
1
VIII
2
III
1
IX
2
IV
2
X
2
V
2
XI
1
VI
2
Режим работы школы Продолжительность учебного года:
1-е классы - 33 недели;
2-11-е классы - 34 недели.
Продолжительность рабочей недели:
начальная школа, основная школа - 5 дневная учебная неделя;
старшая школа -6 дневная учебная неделя.
Продолжительность уроков 40 минут:
Состояние материально-технической базы
Школа располагается в здании общей площадью около 3600 кв. м. В школе 36 помещений,
среди которых:
Учебных кабинетов 25;
Лабораторий 3;
Кабинет обслуживающего труда;
Мастерская;
Кабинет автодела;
Учительская;
Кабинет директора;
Кабинет завучей;
Секретариат;
Кабинет химии;
Кабинет физики;
Столовая на 80 мест;
Спортивный зал 120 кв.м.;
Медицинский кабинет;
Актовый зал на 150 мест.
Библиотека обладает фондом в 6698 экз., среди которого учебной литературы 359 экз.,
художественной - 5915 экз., методической - 424 экз.
В школе действует кабинеты информатики, психолога, социального педагога.
Автобусы: ПАЗ -2, для подвоза детей из близлежащих деревень; трактор Т-40, прицепной инвентарь, гаражи,
На территории школы находится пришкольный учебно-опытный участок, теплица.
Информационно-техническое оснащение
Информационно-техническое оснащение:
- количество компьютеров (IBM) -23 штук;
- выход в Интернет;
- отношение количества компьютеров к контингенту учащихся: 1 компьютер на 15
учащихся;
- количество компьютерных программ, имеющихся в фонде учреждения, обучающих 40 программ;
- другое оборудование:
- телевизор – 2
- звуковоспроизводящая аппаратура - 2
- аудиотехника – 2
- микрофон - 2
- видеотехника – 1
- мультимедиапроектор-3
- компьютер – 23
- факс-1
- сканер – 1
- ксерокс - 2
- принтер – 5
- диапроектор - 3
Фонд библиотеки, в том числе: общий фонд составляет 16385, в том числе учебников 3624, методической литературы 1268.
Номенклатура оказываемых образовательных услуг:
1. Начальное общее образование со сроком обучения 4 года по очной форме обучения.
2. Основное общее образование со сроком обучения 5 лет по очной форме обучения.
3. Среднее (полное) общее образование со сроком обучения 2 года по очной форме обучения.
Группы продленного дня.
Структура общего образования школы состоит из трех ступеней: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее.
I ступень – начальное общее образование - 1-4 классы. На I ступени обучение ведется по развивающей системе «Гармония». Учащиеся овладевают фундаментальными понятиями современной науки, получают общий навык учебной деятельности.
II ступень - основное общее образование, 5-9 классы. Общая цель обучения этой ступени состоит в создании для учащихся условий овладения базовыми знаниями, способами деятельности, необходимыми для дальнейшего обучения и деятельности.
III ступень - среднее (полное) общее образование, 10-11 классы.
Обучение на этой ступени позволяет учащимся реализовать свой личностный потенциал и осуществить образовательную подготовку в соответствии со своими склонностями и интересами за счет вариативного компонента учебного плана школы.
Методическая работа в Серёдкинской СОШ организована через межшкольные методические объединение - обучение учителей родственных специальностей.
В последние три года методические объединения работали над изучением и внедрением в практику личностно-ориентированных технологий, направленных на развитие личности обучающегося, формирования ключевых компетентностей через опыт творческой деятельности; обучение педагогических кадров, повышение их методического мастерства. Наибольших успехов школа достигла в проектно-исследовательской деятельности с применением ИКТ.
• 2004 год – Всероссийский конкурс «Успех моих учеников». Учащиеся 9 класса под руководством Петровой О.Г. стали победителями этого конкурса. Проект вошел в
состав лучших проектов российских учителей на диске программы Intel® «Обучение для будущего».
• 2004год - диплом 2 степени в областной конференции «Шаг в будущее». Удальцов Иван, 10 класс, руководитель Петрова О.Г. с проектом «Экологический паспорт пришкольной территории»;
• 2004 год — I место на районной олимпиаде по технологии. Михайлов Алексей, 11 класс, руководитель Васильев Е.Е с проектом «Технология изготовления сруба»;
• 2004 год - III место на районной олимпиаде по технологии. Ростовская Ирина, 10 класс, руководитель Буханцова С.Г. с проектом «Подарок городу к юбилею»";
• областной конкурс «Школьные сайты - 2004». Серёдкинская средняя школа заняла первое место (автор сайта - Петрова О.Г.);
• 2004 год -I областной семинар-конференция «ИКТ-компетенции современного учителя». Среди 12 лучших проектов области представлены три проекта педагогов школы (Леоновой Марины Александровны, Удальцовой Светланы Борисовны, Васильева Евгения Евгеньевича, Ларионовой Елены Александровны, Петровой Оксаны Геннадьевны);
• 2004 год - II областной семинар-конференция «ИКТ-компетенции современного учителя». Призером конкурса стал проект учителя начальных классов Неофитовой Елены Олеговны.
• 2005 год - победа во Всероссийском конкурсе «Виртуальные ангелы» тьютора Петровой О.Г. (по разработке дистанционного курса: «Метод проектов, организация исследовательской деятельности школьников»);
• 2005 год - лауреатом Всероссийского конкурса «Фестиваль идей в области образования», организованный Федерацией Интернет-образования стал годовой интегрированный проект по обществознанию, биологии, химии «Хочешь быть счастливым? Познай себя!» и рекомендован для внедрения в практику работы школ России, авторы проекта: Леонова М.А., Ларионова Е.А., Петрова О.Г.;
• 2005 год - участие в нескольких сетевых проектах по экологии и краеведению учащихся 6, 9, 11 классов педагогов школы (руководители Леонова М.А., Смирнова Т.В., Ларионова Е.А., Петрова О.Г.);
• 2005 год - победа в конкурсе НФПК методических разработок уроков с использованием цифровых образовательных ресурсов, учителя биологии Петровой О.Г. – готовится к изданию методичка к учебному электронному пособию по курсу биологии 9 класс.
ИКТ имеет внешнюю привлекательность для учащихся, родителей и ряда педагогов, что в свою очередь, способствует эффективному решению задач образования. При этом следует отметить, что чаще всего учителя, начинающие применять ИКТ в своей деятельности ограничиваются демонстрационными возможностями, а не развивающим потенциалом информационных технологий. Компьютерная презентация, видео или аудио фрагменты сопровождают рассказ учителя. В этих условиях педагог главное, активно действующее лицо, а ученик – пассивный объект педагогических воздействий. Но внешне привлекательный компьютер быстро становится обычным явлением и мотивация, а значит, качество получаемых знаний снижается. Приходит понимание, что традиционная система с новыми средствами не будет способствовать повышению качества образования. Необходимо определить продуктивные формы и методы использования ИКТ. На начальных этапах необходимо выбрать образовательную личностно-ориентированную технологию для применения ИКТ. Информационные технологии наиболее эффективны, когда они используются как инструмент решения проблем, развития понятийного аппарата, критического мышления. Поэтому можно сделать вывод, что интеграция ИКТ с технологией развития критического мышления через чтение и письмо, проектно-исследовательской деятельностью, проблемным обучением – основное средство достижения цели и выполнение миссии школы.
(Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект: Страницы. Написанные консультантом по управлению и директором школы – М.: 5 за знания, 2006. – 352с.)
Анализ традиционной системы обучения показал, что в рамках обычных предметных уроков, без создания специальных ситуаций работа по развитию личностной свободы школьников протекает недостаточно эффективно и в конечном итоге постепенно поглощается более мощной знаниевой парадигмой.

Позиция ученика при традиционном обучении лишает его полностью или частично действий анализа, целеполагания, самооценки, что приводит к деформации и издержкам в развитии личности, происходит отчуждение ряда компонентов учебной деятельности от ее субъекта - ученика. В результате школьниками не усваивается как раз тот опыт, который служит основой для становления и развития личностных функций, и в первую очередь - их внутренней свободы. Только в полноценной деятельности субъекта достигается развитие самостоятельности, нравственности, волевой сферы личности, происходит его саморегуляция, самоизменение.
       Большинство мыслительных процессов, характерных для учебной деятельности в школе соответствуют уровням знания, понимания и применения в стандартной ситуации. Они служат базой или фундаментом, на котором строятся все мыслительные умения более высокого порядка.


 Исследование – универсальный инструмент познания мира. Проектно-исследовательская деятельность обеспечивает развитие умений, относящихся к мыслительным умениям высокого уровня, способствующих формированию ключевых компетентностей. Проектно-исследовательская деятельность:
(название ключевых компетентностей по докладу Ж.Делора на Совете Европы. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. – Париж UNESCO, 1996. – 53 с.)



Около половины педагогов школы работают в режиме традиционного обучения. При традиционной системе обучения возникает противоречие между необходимостью жесткой регламентации деятельности на уроке и необходимостью формировать свободную, творческую личность ученика. Переход на субъект-субъектные отношения в рамках традиционной системы обучения затруднителен. В то же время, многие учителя внутренне готовы к инновационным преобразованиям, заинтересованно участвуют в экспериментальной работе.

В школе сложилась творческая группа учителей целенаправленно внедряющих в свою практику проектно-исследовательский подход с опорой на ИКТ. Обобщенный опыт деятельности творческой группы позволил создать дистанционный курс ПОИПКРО "Планирование проекта на основе технологии развития критического мышления", на котором обучаются педагоги области и опубликовать статьи в сборниках АПКиПРО, ПОИПКРО, конференции РЕЛАРН и т.д.

Мы считаем, что нецелесообразно осуществление важной проектно-исследовательской деятельности в школе лишь творческой группой. Это должно стать ведущим общешкольным делом, которое требует соответствующего управленческого и методического сопровождения.

Успеваемость и качество знаний обучающихся за период 2001-2004 гг, остается. В 2003-2004 г. 27,4% учащихся окончили школу на «4» и «5», 6% стали отличниками. 14 выпускников 11-х классов из 32 получили похвальные грамоты за успехи в изучении отдельных предметов, один выпускник окончил школу с серебряной медалью.
В 2004-2005 учебном году на «4» и «5» успевают 26% от общего числа обучающихся, на «5» - 8.4%. Качество знаний по школе составляет - 34.4%. Наблюдается рост количества учащихся успевающих на «отлично» на 1,4%
Одним из показателей качества подготовки выпускника является результаты ЕГЭ.

Предмет
2004 год
2005год
Успеваемость
качество
успеваемость
качество
Русский язык
87%
25%
97%
27%
Обществознание
100%
100%
100%
100%
Математика
75%
37,5%
80%
40%
Физика
100%
66,7%
100%
25%
Биология
100%
50%
100%
40%

Средний показатель качества знаний выпускников школы 59%.
Результаты текущего контроля показывают, что в этой сфере есть скрытые резервы для роста качества обучения. Для управления качеством обучения, развития и воспитания учащихся необходимо внедрение системы диагностики и мониторинга.
Традиционно большинство выпускников школы нацелены продолжать обучение в вузах после окончания школы. Это подтверждают и отчеты школы по трудоустройству выпускников за последние годы:

Информация о распределении выпускников 11-х классов
2003/2004
учебн. год
2004/2005
учебн. год
Количество выпускников
32
100%
30
100%
Продолжают обучение в учреждениях ВПО
8
25%
12
40%
Продолжают обучение в учреждениях СПО
15
46%
14
46,6%
В 2004 году уровень освоения и внедрения ИКТ в образовательный процесс группой педагогов Серёдкинской СОШ позволила претендовать школе на открытие областной пилотной площадки - РРЦ. На базе школы открыт районный ресурсный центр для организации повышения квалификации педагогов района в области ИКТ, созданием и апробацией цифровых образовательных ресурсов, форм и методов внедрения ИКТ в образовательный процесс школы. Школа выбрана потенциальной «точкой роста» в освоении ИКТ, поэтому в задачи школы включены: повышение квалификации педагогов школы и района в области ИКТ, определение форм и методов применения ИКТ в образовательной деятельности школы, обобщение и распространение опыта в школы района и области, создание, апробация и корректировка авторских цифровых образовательных ресурсов.
Для организации обучения педагогов выбрана программа Intel® «Обучение для будущего». Эта программа из нескольких предложенных для повышения квалификации выбрана руководством школы неслучайно, т.к направлена на освоение педагогами проектно-исследовательского подхода в обучении с применением ИКТ.
95% педагогов к 15 ноября 2005 года прошли повышение квалификации в области ИКТ. Это позволило начать систематизацию работы ММО и обобщение передового педагогического опыта в электронных портфолио ММО (приложение 3).
Воспитательная работа в школе
В основу воспитательной работы МОУ Серёдкинской средней общеобразовательной школы положен тезис о том, что воспитание есть управление процессом развития личности. Гуманистический характер образования в школе предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном занятии, создание воспитывающей среды во внеурочное время, построение системы внеклассной работы, нацеленной на развитие личности каждого ученика. Основными подходами в организации воспитательного процесса школы является системный, деятельностный и личностно-ориентированный.
Основные направления развития воспитательной системы школы - охрана здоровья и спорт - художественно-эстетическое развитие - патриотическое воспитание - школьное самоуправление - охрана здоровья и спорт. Среди целей воспитательной деятельности основные – развитие познавательных интересов посредством внедрения инновационных программ, проектных методик; гуманизация воспитательного процесса, выраженная в создании условий для развития личности в ходе совместной деятельности учащихся, родителей, учителей.
Все цели направлены на развитие воспитательной системы школы, в основе которой лежит творческая деятельность детей и взрослых по разным направлениям, ученическое самоуправление.
         С целью развития познавательного интереса во внеурочную воспитательную работу вводятся информационно-коммуникационные технологии.
Основной структурной единицей главных дел является класс, как первичный коллектив, но в процессе общей работы происходит взаимодействие возрастов, формируется чувство школы, чувство «мы», состоящее из ярких «я».

Создана комплексная программа «Здоровье» и школьный комитет здоровья, который занимается её внедрением и реализацией. Направления работы по программе «Здоровье»
профилактика возможных заболеваний

      Патриотическое воспитание
Это направление в нашей школе имеет свои традиции и глубокие корни. Создана и реализуется программа «Я – гражданин России», «Вахта памяти», проект «Зеленая аллея памяти». Большую работу проводит школьный музей по систематизации материалов: создается электронная база данных.
Организует участие в сетевых Интернет-проектах:
Школьное самоуправление
Важной частью системы воспитательной работы является ученическое самоуправление, реализующее деятельностный подход в воспитании. Воспитательная работа в школе дает положительные результаты во многом благодаря давним традициям: насыщенной интеллектуальной жизни, культу знаний, совместной творческой, в том числе проектно-исследовательской деятельности учеников и педагогов, познанию и постижению родной страны через воспитание любви к земле, на которой родился и вырос. Развитие школьного самоуправления является актуальной социально- педагогической задачей.
Органом ученического самоуправления является Совет школы. Основная задача органов школьного самоуправления: научить ребенка организовывать свою жизнь в школе и вне её, проявлять заботу о товарищах, быть самостоятельным и инициативным, развивать умения управлять собой в разных жизненных ситуациях, научить детей работать в классном и разновозрастном коллективах.
Деятельность органов ученического самоуправления регламентируется Конституцией Серёдкинской средней школы, которая была принята 23 ноября 2000года и утверждена на общешкольной конференции. На той же конференции были приняты символы школьной республики: герб и гимн.
Сбор Совета осуществляется регулярно, где ребята совместно с учителями принимают решение об организации школьных дел: смотр классных уголков и кабинетов, акция «Говорящий портфель и другие. По решению ребят было решено создать в электронном варианте презентации проектов:
Дополнительное образование детей
Сфера дополнительного образования детей охватывает около 284 учащихся в возрасте от 6 до 18 лет, что составляет 82% от всей численности учащихся. Школьный компонент дополнительного образования представлен кружковой работой вне обязательного учебного процесса.
Школа поддерживает связи с ДЮСШ, с Советом ветеранов ВОВ. Работа многих кружков строится на организации проектно-исследовательской деятельности. Реализованы проекты:
· «Обустраиваем наш край» (экологический кружок)
· «Экологические паспорта кабинетов» (биолого-краеведческий)
· «От чего зависит полезность молочных продуктов» (биолого-краеведческий) и другие.
Психолого-педагогическая и социальная поддержка учащихся и сотрудников школы Большое внимание в школе уделяется сохранению здоровья, охране труда и безопасности обучающихся и сотрудников школы. Отсутствие травм, полученных учащимися во время учебного процесса. В школе разработана необходимая нормативно-правовая база, обеспечивающая процессы безопасного пребывания обучающихся и сотрудников школы во время организации образовательного процесса.

Кадровое обеспечение системы образования
Показатели
Количество (чел.)
% от общего количества педагогов
Всего педагогов
43
100
Имеют высшее образование
40
94
- среднее специальное
3
6
Имеют квалификационную категорию:


- высшую
10
23
- первую
7
16,2
- вторую
21
48,8
Имеют государственные награды, почётные звания
9
20,9
Имеют педагогический стаж до 5 лет
6
14
- до 10 лет
3
7
- более 10 лет
34
79
Прошли обучение по современным информационным технологиям (по состоянию на 1 декабря 2005г)

95
Из анализа потенциальных возможностей педагогического состава можно сделать вывод, что школа имеет высококвалифицированный и работоспособный коллектив с хорошим соотношением групп по возрасту и стажу. Ежегодно педагоги школы повышают свое педагогическое мастерство, обучаясь на курсах ПОИПКРО, проблемных семинарах, тренингах, педагогических чтениях, организованных непосредственно в самой школе.
Структура управления образовательным процессомимеет 4 иерархических уровня:
Iуровень - уровень определения стратегических направлений развития школы: директор - Педагогический совет – Совет школы. Наличие этих двух коллективных субъектов на стратегическом уровне управления позволяет директору объективно подходить к решению каждого вопроса, обеспечивает демократичность в управлении, создает благоприятную атмосферу сотрудничества родителей и педагогического коллектива.
IIуровень - уровень тактического управления - уровень заместителей, методической и психологической-социальной служб.
III уровень - уровень оперативного управления - уровень учителей, классных руководителей, воспитателей. В школе созданы организационные структуры в виде межшкольных методических объединений, которые могут решать проблемы, возникающие в результате обновления учебно-воспитательного процесса.
IV уровень - уровень учащихся. Ученическое самоуправление организуется через Совет старшеклассников и обеспечивает формирование инициативы, творчества учащихся, приучает их к анализу, самоанализу, контролю и самоконтролю.
Взаимодействие школы с родителями
Важной составляющей успешного развития школы является взаимодействие с родителями. Школа и семья – две силы, которые должны действовать в одном направлении. Сегодня недостаточно применять традиционные формы совместной работы школы и родителей:
Для наиболее успешной реализации совместной цели необходим опыт совместной деятельности. Эффективное развитие учащихся обеспечивается обязательным вовлечением родителей в образовательный процесс. Нужно определить новые разнообразные варианты взаимодействия семьи и школы. Участие семьи – неотъемлемая часть программы, т.к. мы убеждены, что вовлечение семей важно для обогащения познавательной деятельности детей. Необходимо создать условия для совместной деятельности. Родители могут помочь детям в реализации социальных проектов, а дети в свою очередь, при совместной подготовке отчета работы в проекте, могут обучить родителей пользовательским навыкам работы на ПК.


Результаты анкетирования родителей
(номер 1 -самый важный результат, далее по мере убывания)
Показатели
Рейтинг
Школа дает прочные знания по предметам
1,9
Школа находится рядом с домом
2,4
Школа престижна в селе, в районе (много медалистов, победителей олимпиад, поступающих в Вузы)2,5
В школе хорошо, по-доброму относятся ко всем детям, дети редко конфликтуют между собой2,7
В школе воспитывается уверенность в себе, готовят к решению жизн.проблем
3,0
Школа развивает ребенка, дает ему возможность выбора для самореализации - в учебе, творчестве, достижениях
3,2
Школа чистая, уютная, красивая, безопасная
3,5
Школа хорошо оборудована и оснащена (хорошая библиотека, достаточно компьютеров)
3,8
В школе хорошо организовано питание учащихся
3,8
В школе много спортивных секций
3,9
В школе сложились традиции воспитательной работы, есть детские общественные организации, много кружков
4,2
Школа позволяет семье выбрать форму обучения (семейное, экстернат и т.п.)
3,9

Отправляя ребенка в школу, родители надеются на то, что школа в первую очередь...
Показатели
Рейтинг
Дает прочные знания для продолжения образования
1,4
Развивает познавательные и творческие способности личности
2,7
Формирует мировоззрение
3,2
Формирует нравственные идеалы
3,5
Развивает индивидуальность
3,6
Воспитывает самостоятельность
3,6
Развивает навыки общения с окружающими
3,8
Подготавливает к семейной жизни
4,3
Как видно по результатам анкетирования для родителей важно в первую очередь, что школы дает прочные знания для продолжения образования. Значит, школа должна ориентироваться на дальнейшее повышение качества образования.
Анализ позволяет сделать следующие выводы:
1. В школе существуют объективные предпосылки для информатизации образовательного пространства школы.
2. Педагогический коллектив обладает достаточным уровнем готовности к работе в режиме развития.
3. Большая часть родителей и учащихся ждут перемен и готовы сотрудничать со школой.
Таким образом, на основе проведенного нами анализа выделяются следующие проблемы: 1. В недостаточной степени у учащихся сформированы ключевые компетентности, в том числе ИКТ-компетентности.
2. Не в полной мере происходит освоение ИКТ учащимися, так как для этого необходима опережающая подготовка учителей в этой области.
3. Недостаточны технические условия, программное обеспечение и компетентность педагогов для информатизации образовательного пространства школы.
4. Недостаточный уровень взаимодействия с родителями.


3. Приоритетные направления развития школы
I. Повышение эффективности применения ИКТ в учебно-воспитательной деятельности, как необходимого условия формирования ключевых компетентностей обучающихся:

II. Создание единой информационной образовательной среды школы:
III. Создание системы мониторинга:

IV. Вовлечение семьи в образовательный процесс.

4. Концепция развития школы
Миссия школы – воспитание человека, обладающего творческим потенциалом, способного жить в информационном обществе: желающего и умеющего использовать современные информационно-коммуникационные технологии в решении задач своей учебной или профессиональной деятельности, обладающий ключевыми компетентностями, чувствующего себя реально защищенным в социальном отношении, т.к. способен гибко перестраивать направление своей деятельности в связи со сменой технологий или требованиями рынка.
Потенциальные "факторы роста", которые уже на сегодняшний момент имеются в школе:
1. Закладывается система информатизации образовательного пространства школы;
2. Хороший кадровый потенциал, обладающий необходимым уровнем преподавания и сспособный к творческой поисковой работе.
Основой информатизации образовательного пространства является создание информационной системы образования, которая включает в себя совокупность технических, программных, телекоммуникационных иметодических средств, позволяющих применять в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии, а так же осуществлять сбор, хранение и обработку данных системы образования.

Цель программы: получение нового качества общего образования учащихся муниципального образовательного учреждения Серёдкинская средняя общеобразовательная школа на основе внедрения информационных технологий, сетевых информационных технологий, проектно-исследовательской деятельности, отвечающего требованиям общества информационной цивилизации.


Подцели:
  1. Повысить эффективность применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе для формирования ключевых компетентностей у обучающихся.
  2. Создать единую информационную образовательную среду школы.
  3. Создать систему мониторинга по отслеживанию качества образования в условиях инновационного режима школы.
  4. Перейти на новый уровень взаимодействия с семьями.

5. Ожидаемые риски
  1. Неприятие инноваций частью педагогического коллектива.
  2. Неудовлетворенность части родителей и учащихся инновационными процессами.
  3. Недостаточное финансирование на этапе реализации программы.
  4. Локальные ошибки исполнителей.
  5. Недостаточный уровень компетентности педагогов.


Для предупреждения последствий риска предусматривается:
  1. Проведение большой информационной работы среди учащихся, родителей, преподавателей.
  2. Организация психолого-педагогической поддержки всех участников процесса.
  3. Создание системы мониторинга для отслеживания реализации программы развития.
  4. Создание комфортных условий для коллективной деятельности.

4.1. Модель образовательного пространства школы

Процессы
Средства
Технические
Программные
Телеком-муникационные
Методические
Управляемая система: Интеграция ИКТ в учебно-воспитательный процесс

1. Учебные кабинеты оснащены мультмедийными комплектами (компьютер, мультимедиапроектор, экран, веб-камера, наушники, микрофон, колонки)
2. Информационно-методический кабинет оснащен компьютером, сканером, принтером, ксероксом
3. Библиотека оснащена компьютером, сканером, принтером, ксероксом
4. Кабинет информатики (10 компьютеров, мультимедийная установка, сканер, принтер, интерактивная доска)
5. Компьютерный класс для организации групповой работы под руководством учителя с интерактивной доской
6. Мобильный многовариативный мультимедийный образовательный комплекс (беспроводной многовариативный класс)
7. Демонстрационный комплекс актового зала (интерактивная доска)

1. Современные офисные программы
2. Прикладные программы (Adobe Photoshop CS, Flash и др.)
3. Библиотечные программы для автоматизации учета библиотечного фонда, ведения абонемента и анализа пользования библиотечно-информационными ресурсами
3.Медиатека
4. Электронные энциклопедии
5. Обучающие программы
6. Тренажеры
7. Тестовые системы
1. Стабильный быстрый выход в Интернет со всех компьютеров
2. Единая локальная сеть

1. Организация уроков с ИКТ-поддержкой
2. Обновление системы контроля знаний
3. Изменение критериев оценки деятельности
4. Включение дистанционных форм обучения
5. Освоение новых способов получения и обработки информации
6. Расширение способов представления результатов деятельности
Управляющая система: Управление деятельностью школы в условиях единой информационной образовательной средыАвтоматизированные рабочие места (АРМ) сотрудников администрации, социально-психологической службы, секретаря, бухгалтеров Единая информационная среда на основе 1С: Хронограф – Школа (2003 г.) и 1С: Бухгалтерия
Прикладные программы
Единая административная локальная сеть 1. Управление информационными потоками за счет автоматизации документооборота.
2. Развитие внутришкольного контроля
3. Создание системы мониторинга и оценки качества образования
4. В штате введена должность заместителя директора по информатизации

4.2. Механизм реализации программы
Цель: получение нового качества общего образования учащихся школы на основе внедрения информационных технологий, сетевых информационных технологий, проектно-исследовательской деятельности, отвечающего требованиям общества информационной цивилизации
Подцели
Задачи
Срок
1.Повысить эффективность применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе для формирования ключевых компетентностей у обучающихся.
1.1. Создать материальные и организационные условия для перехода педагогов к инновационной деятельности.
1.2.Способствовать взаимодействию всех уровней системы образования в области использования информационных технологий.
1.3.Создать методические и дидактические условия для получения нового качества образования на основе современных информационных технологий, социальных сервисов Интернет.
1.4. Способствовать развитию у обучающихся базовых способностей и ключевых компетентностей, необходимых им для успешной жизни в современном информационном обществе.
2005

2005-2006

2006


2007-2010
2. Создать единую информационную образовательную среду школы.
2.1.Подготовить работников школы к решению проблем информатизации сферы образования путём повышения квалификации педагогов, вспомогательного персонала в области информационных технологий.
2.2. Обеспечить дополнительное оснащение школы средствами вычислительной и организационной техники, которые позволят эффективно использовать современные информационные технологии в образовательном процессе и в управлении им.
2005


2005-2008
3. Создать систему мониторинга по отслеживанию качества образования в условиях инновационного режима школы.
3.1. Определить методики отслеживания качества образования на уровне образовательного учреждения.
3.2. Создать условия для управления качества обучения, развития и воспитания учащихся.
2005
2006-2007
4.Перейти на новый уровень взаимодействия с семьями
4.1.Определить новые способы взаимодействия с семьей в образовательном процессе школы.
4.2.Создать условия для совместной реализации социальных проектов.
2005-2006

2007-2010


6. Управление процессом реализации программы
Функции управления
Содержание деятельности
Информационно-аналитическая
Формирование банка данных о передовом педагогическом опыте, новых исследованиях в области актуальных проблем педагогики, дидактики, психологии; методического материала о состоянии работы в школе по созданию информационного пространства школы
Мотивационно-целевая
Определение целей совместно с педагогическом советом, Советом школы, ММО по деятельности коллектива и отдельно преподавателей, направленной на реализацию Программы на каждом ее этапе. Создание условий мотивации учителей, учащихся
Планово-прогностическая
Программирование деятельности коллектива, планирование организации и содержания деятельности коллектива
Организационно-исполнительская
Организация выполнения учебного плана, программ. Осуществление повышения квалификации преподавателей
Контрольно-оценочная
Оценка внутришкольного контроля и оценка состояния всех направлений образовательного процесса в соответствии с Программой развития
Регулятивно-коррекционная
Обеспечение содержания системы учебно-воспитательного процесса в соответствии с Программой, устранение нежелательных отклонений в работе



7. Стратегия и тактика перехода школы в инновационный режим

Этапы
Сроки
Задачи
Ожидаемыe
результаты
Подготовительный
09.2004-09.2005
1. Создание творческой группы для разработки программы развития.
2. Изучение научно-методической литературы, правовой документации.
3. Диагностика состояния педагогического процесса в школе.
4. Выявление и формулировка проблем, обоснование необходимости преобразований.
5. Разработка концепции развития.
6. Разработка стратегии и тактики перевода школы в новое состояние.
7. Подготовка всех участников образовательного процесса к деятельности в режиме развития.
1. Программа развития школы.
2. Готовность коллектива к переходу в инновационный режим развития.
Практический
2005-2010
1. Реализация содержательного, организационного, управленческого компонентов программы развития. Дальнейшее совершенствование образовательного процесса в условиях информатизации образовательного пространства школы.
2. Организация педагогического мониторинга по отслеживанию хода эксперимента.

1. Позитивная динамика уровня образованности.
2. Сформированы ключевые компетентности для дальнейшего образования и профессиональной деятельности (приложение 4)
3. Создание единой информационной среды.
4. Приобретение умений в использовании современных ИКТ в решении задач учебной деятельности.
5. Вовлечение родителей в активную совместную образовательную деятельность.
6. Социализация выпускника.

Рефлексивно-обобщающий
2010-2011
1. Обработка экспериментальных данных, описание результатов реализации программы.
2. Соотнесение результатов с целями программы развития.
Адекватность результатов целям программы


План действий по реализации I этапа программы
Мероприятия
Действия
Ресурсы

Ожидаемый результат

Ответствен-
ные
Сроки
Контроль
1. Создание творческой группы для разработки программы развития.
Приказ директора
 
Готовность программы
Удальцова С.Б.
Сентябрь 2004
Совещание при директоре
2. Изучение научно-методической литературы, правовой документации.
Деятельность ММО, творческих групп
Литература о теме, участие в курсах, консультации
 
Удальцова С.Б.
Сентябрь 2004 – август 2005
 
3. Диагностика состояния педагогического процесса в школе.
Диагностика
Тесты
Данные диагностики
Леонова М.А.
октябрь 2005
Совещание при директоре
4. Выявление и формулировка проблем, обоснование необходимости преобразований.
Деятельность творческой группы
 
1, 2 главы программы
Удальцова С.Б.
октябрь 2005
Внешняя экспертиза, совещание при директоре
5. Разработка концепции развития.
Деятельность творческой группы
Литература
4 глава программы
Удальцова С.Б.
ноябрь 2005
Внешняя экспертиза, совещание при директоре
6. Разработка стратегии и тактики перевода школы в новое состояние.
Деятельность творческой группы
 
1, 2 главы программы
Удальцова С.Б.
декабрь 2005
Внешняя экспертиза совещание при директоре
7. Подготовка педагогического коллектива к деятельности в режиме развития.
Система семинаров, тренингов, информирование коллектива
Документы, методические материалы
Готовность педагогического коллектива
Удальцова С.Б.
Леонова М.А.
Петрова О.Г.
2004-2005
Совещание при директоре, педчтения
8. Подготовка коллектива учащихся и родителей к деятельности в режиме развития.
Информирование учащихся и родителей о содержании и процессе программы развития
Документы федеральной программы
Готовность учащихся и родителей, принятие идей развития школы
Удальцова С.Б.
март- август 2004-
Совет школы, род. собрания


План действий по реализации II этапа программы
Мероприятия
Исходное
состояние
Действия
Ожидаемый
результат
Ответствен-
ные
Сроки
Кон-
троль
1.Модифицировать прежние и ввести новые программы, с целью ключевых компетентностей, в частности ИКТ-компетентностиКурс информатики всего составляет 68 часов (старшая ступень)III ступень:спецкурсы для углубленного изучения информатики
II ступень:
8 класс - введение курса «Информационные технологии» объединяющий предметы «Технология» и «Информатика». 9 класс - элективные курсы «Технологии и профессии» и др.6 класс – ведение курса для желающих «Технологии и мы»
I ступень:интеграция информационных технологий в курс «Окружающий мир»
Повышение качества знаний по информатике. Обеспечение конкурентоспособности при выборе профессии
Совершенствование пользовательских навыков, развитие критического мышления, коммуникативных навыков.
Реализация социальных проектов по проблемам местного сообщества с привлечением родителей.
Удальцова С.Б.
Леонова М.А.
Петрова О.Г.
Смирнов О.А.
2005-2007Совещание при директоре малый педсовет
2. Дополнить форму организации учебного процессаКлассно-урочнаяПриказ директораКлассно-урочная система дополняется дистанционной, а так же сдвоенными или строенными уроками для организации проектно-исследовательской деятельностиУдальцова С.Б.
Леонова М.А.
2006-2008Совещание при директоре, педчтения
3. Обеспечить внедрение ИКТ в образовательный процесс школыФрагментарное использование большинством педагогов ИКТ в образовательном процессе.Деятельность педколлективаСложившаяся эффективная система применения ИКТ в образовательном процессе.Леонова М.А.
Петрова О.Г.
рук. ММО
2005-2010Совещание при директоре, педчтения, заседания ММО
4. Обеспечить техническое оснащение школы.Учебные кабинеты с традиционной посадкой учащихся, стандартным набором дидактических средств.Деятельность администрации, направленная на приобретение: - 2 компьютерного класса; -малых информационных комплексов учебных кабинетов; -организация информационно-методического центра - технического комплекса библиотеки - выделенная линия ИнтернетОбеспечивается применение информационных технологий на уроке. Обеспечивается подготовка педагогов к урокам ИКТ-поддержки, производство электронных и печатных дидактических средств, ввод данных в базы учителями и кл. руководителями. Обеспечен доступ к цифровым образовательным ресурсам каждому учащемуся; автоматизация учета библиотечного фонда, ведения абонемента и анализ пользования библиотечно-информационными ресурсами. Обеспечение стабильного качественного доступа к ресурсам сети Интернет со всех компьютеров.Удальцова С.Б.
Егорова Т.М.
2006-2008Совещание при директоре,
5. Создание условий для самореализации детей в системе внеурочной деятельностиТрадиционные методы работы, коллективные творческие дела, предметные недели и т.д.Кружки, спецкурсы, дистанционное обучение, организация социальных проектовРеализация социального заказа на новшество, через материальную, финансовую, правовую, информационную поддержку применения ИКТЖуковская Т.В.2006-2008Совещание при директоре, малый педсовет
6. Обновить действующую систему управления школойТрадиционный подход к педагогическому анализу, планированию, организации, контролю и регулированию всей деятельности школы.Создание единой информационной среды. Приобретение автоматизированных рабочих мест (АРМ) сотрудников администрации, секретаря, социально-психологической службы.Эффективное управление информационными потокамиУдальцова С.Б.
Леонова М.А.
Смирнов О.А.
2007-2009Совещание при директоре
7. Создать систему мониторингаОтсутствие критериев оценки эффективности деятельности Тестовые системы, электронный диагностический комплекс, программное обеспечениеОпределен комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки ипрогноза. Леонова М.А. 2005-2007Совещание при директоре
8. Подготовка предложений о стимулирование инновационной деятельности педагоговНе предусмотрена статья расходов за ведение инновационной деятельностиДополнения в положение о надтарифном фондеПедагоги мотивированы благодаря материальному и моральному стимулированию за участие и успехи в инновационной деятельности. Удальцова С.Б.
Семенова С.М.
2005-2006Профсоюзное собрание, совещание при директоре
9.Создать банк методических материалов, диагностических методик по сформированности ключевых компетентностей
Разрозненная информация Создание электронного портфолио ММОДоступность и возможность изучения наработок коллектива.
Леонова М.А.
Петрова О.Г.
Рук. ММО
2006-2007Совещание при директоре
10. Начать обобщение передового педагогического опыта
Нет материалов
Мониторинг
Созданная медиатекаУдальцова С.Б.
Леонова М.А.
2005-2010Совещание при директоре.




Мы рекомендуем: